Прежде,  чем  написать статью «Как и почему я стал преподавать ландшафтный дизайн» я долго колебался – написать или нет. .. все же решил – напишу. Для заметки получилось много.. Поэтому , у кого время очень дорогое – не читайте.

Вначале немного о себе.  С детства увлекался рисованием, спортом и биологией.

В школьные годы это и были любимые предметы. Особенно запомнились – сборы гербариев, разрезание луковицы и ее изучение под микроскопом.  А еще помню эксперимент по изучению движения жидкости по стеблю выращенного моей  мамой на подоконнике помидора..  в советское время многие  весной рассаду для дачи выращивали. Пришел со школы, развел чернила  и полил все  растения.   О результате можно догадаться..   А еще нравилось делать зарисовки  на лабораторных занятиях  разрезов  корней, всяких листочков.  Я  уже не говорю, о изучении мелкой  живности в местных лужах и реках. Особенно помню, когда ловили  тритонов в р. Днепр .  Сейчас, наверное

там их  нет….    ну и конечно , все время  в школе – спорт.  А в СССР спорт был престижнее, чем ботаника…

Последние  два увлечения привели в Днепропетровский институт  физической культуры. На вступительных экзаменах сдавали биологию в полном объеме – ботаника, зоология, анатомия человека, биология..  Так и не смог понять, зачем в институте физкультуры  ботаника и зоология. Но оказывается , для общего развития пригодилось. А в системе обучения СССР многие предметы были для общего развития, особенно – история КПСС, Марксистско-ленинская философия, Научный коммунизм, который мало кто понимал. Но с ботаникой и зоологией мне повезло – пригодилось. Хотя, стоит заметить, что остальные предметы все были необходимы, и преподавались весьма объемно , особенно медико-биологические — анатомия, биомеханика, физиология,  гигиена,  психология, не считая спецпредметов  по  теории спорта.  Был еще один предмет, который  «гулял» по всем кафедрам, никто его не хотел преподавать , уже не говорю про изучение студентами — это спортивные сооружения, но о нем – позже , а  как  оказалось,  предмет спортивные сооружения оказал на меня  сощественное влияние..

После окончания института меня оставили на  кафедре теории и методики физвоспитания.

Как молодому преподавателю, мне «сбрасывали» различные  предметы и спецкурсы , которые не хотели брать старожилы кафедры и  … можно догадаться,  мне поручили   курс «Спортивные сооружения» .. Я был в шоке.. Недавно будучи студентом сам  не понимал , зачем нам это преподают, а вел курс преподаватель из строительного института. Понятно, что он нам читал как студентам инженерам-строителям.  Рассказывал  зданиях и сооружениях и лишь немного о спортивных сооружениях.  Мы этого не понимали. И теперь мне  необходимо делать то же самое. Но , как всегда , вмешался случай. Меня послали в Минск, на курсы повышения квалификации по спортивным сооружениям. В Минском институте физической культуры была целая кафедра спортивных сооружений. Они  этим занимали очень  серьезно. И там у меня  прошел переворот отношения к спортивным сооружениям. Оказалось, что есть другой путь , отличный от нашего. Нас  возили по различным  предприятиям и спортивным сооружениям.

И на одном и физкультурно-оздоровительном  комплексе (ФОК) нам показали зимний сад с растениями, водоемом и птичками. Впечатление – как в  раю.. хотя я пока там не был,  но думаю что , там похоже.  Провели  лекцию  о растениях, фитонцидах и других штуках которые влияют на здоровье человека. А в  этом зимнем саду работники  предприятия проводили производственную гимнастику, в частности – дыхательную гимнастику. Одним словом , я впечатлился,   но многое  не понял, познания в растениях был слабоваты… да  и в технологиях устройства  зимнего сада тоже.

Понравилась комнаты психологической разгрузки, где  в зависимости от методики психологического воздействия  менялось цветовое освещение пола, стен и потолка. Это сейчас, я понимаю, что с цветовой гаммой можно работать и в саду, достигая определенных психологических эффектов, учитывая различную окраску и форму  растений.  А тогда это был темный лес в полном смысле слова.  Конечно, цвет  в окружающей среде имеет огромное значение как в спортивном зале . так и в саду. Кстати, по- разному  ощущал себя  когда выходил играть на баскетбольную площадку где пол окрашен в различные цвет. Например в нашем спортзале, где я тренировался пол был темно зеленым с белой разметкой, а когда выходил на  площадку с цветными участками площадки — обычно волейболная одним цветом, баскетбольная другим, а если они контрастны, то ощущения  бывали не очень комфортными.

Главное, на что обратили  мое внимание преподаватели на  курсах повышения квалификации  — строительство плоскостных спортивных сооружений ( спортивных площадок) и их эксплуатацию , а также озеленение, как фактор влияющий на укрепление здоровье советских  трудящихся.  Приехав  к себе на кафедру, взялся за переработку курса.

Основная задача была , дать студентам  знания – по эксплуатации существующих объемных спортивных сооружений и строительству плоскостных спортивных сооружений. А это было необходимо для инструкторов по спорту на предприятиях и в сельской местности,  где многое строилось самостоятельно, без генподрядчика. Тут  необходимо было включить в курс- вертикальную планировку, водоотвод   поверхностный и подземный. Не очень приятно будет, когда на футбольном поле стоять будет вода. Тут и газон.. и деревья с кустарниками.. и подбор  и посадка с уходом за ними.  Изучали и детские площади, «тропы здоровья», бассейны, полив и освещение , типы  спортивных площадок с их конструкциями и покрытиями. Одним словом, много того, что сейчас используется в обустройстве территории  , как  городского  пространства , так и  индивидуального жилого дома.

Пришли лихие  90 – е .  Как и многие другие активные молодые люди,  я покинул стены института и пошел на вольные хлеба. Участвовал в  разработках тренажеров и их производстве, разрабатывал алгоритмы для тренировочных программ к ним, которые программист переводил в компьютерную программу. А компьютеры тогда были, такие, что дискета в карман не помещалась или вообще с магнитофонной кассетой  работали. Вот тогда  и проявилась  моя  любовь к компьютерам. Затем была коммерция,  тотальный  дефицит, все что-то продавали, то покупали.. . Понимание того, что надо заниматься чем-то интересным пришло в 1997 г. , начинался  строительный бум, организовали  производство тротуарной плитки имитирующей  искусственный гранит. Наряду с укладкой тротуарной плитки начали  заниматься и  озеленением.  И пошло — поехало. А параллельно еще и  окончил экономический  институт.

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит  300х300х30 мм

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит  300х300х30 мм

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит  300х300х30 мм

Это фото объекта. Набережная Победы г. Днепр ,  возле  магазина. Фото 2018 г.  Наша плитка  уложена на тротуар и ступени в 1999 г. Наш клиент самостоятельно привлекал подрядчика .

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит  300х300х30 мм

Тротуарная плитка иммитирующая искусственный гранит  300х300х30 мм

 

Не все рекомендации по укладке были выполнены, но тем не менее  плитка не разрушилась, а просела или отошла от  поверхности не разрушившись. Качество плитки не вызывает вопросов и сейчас..

Затем  постоянное самообразование по теме ландшафтного дизайна.    В    2002 г.  с коллективом  решили организовать курсы.. пару выпусков даже сделали.. бум строительный  был.  Все начинали строить и озеленять  то,   что построили.  Соответственно и желающих стать ландшафтным дизайнером стало все больше. Проводили курсы, как обычно,  в аудитории, рисовали, чертили..

Компьютерные программы только входили в ландшафтную  жизнь.  И бывшим бухгалтерам, экономистам, парикмахерам ,  агрономам да и вообще людям желающим  сменить профессию было тяжело сидеть и рисовать, чертить и т.д. если они  до этого не  имели подобной практики.

Тем более слушатели курса  хотели быстрого  результата. Кстати, некоторые окончившие курсы у нас стали хорошими ландшафтными предпринимателями, т.к  коммерческая  жилка , как и  умение рисовать, или есть или нет.  Да и понятия  —  ландшафтного дизайнера и ландшафтного предпринимателя, думаю  — не стоит объединять. Но это отдельная тема.

В какой-то момент я понял, что  мы вводим  в заблуждение людей.. они хотят быстро  чему-то научиться и сразу  зарабатывать деньги.. а так не бывает. Зарабатывать деньги  можно и без курсов по дизайну. А дизайну, конечно ,  желательно учиться, собственно говоря  — постоянно.

Одним словом, закрыли мы курсы. Да и работы стало  много на объектах. Честно говоря и опыта было маловато… Это только сейчас понимаешь, когда ,больше 20 лет практикой занимаешься. Портфолио здесь

Как стать ландшафтным дизайнером

Владимир Выборный .Проекты

Как стать ландшафтным дизайнером

Владимир Выборный . Объекты

Рабочий проект благоустройства и озеленения

Рабочий проект благоустройства и озеленения

Рабочий проект благоустройства и озеленения

Рабочий проект благоустройства и озеленения

Но все равно, моя педагогическая душа  требовала  реализации потенциала. Параллельно  с практикой  начал преподавать на курсах , но уже  у своих коллег. Все было хорошо. Но со временем я понял, что идем не туда.  На курсах  было традиционное аудиторное обучение, с хорошей организацией  учебного процесса.  Были лекции, практические занятия.. На лекциях , традиционно преподаватели, я естественно там был не один, читали материал, слушатели записывали, рисовали, изучали  AUTOCAD  и  3dMAX, дендрологию , я рассказывал о инженерной подготовке  участка, собственно говоря, что читал когда-то в институте. Слушатели делали проекты, защищали диплом. Вроде все круто, как мой старший сын говорит.

Но  стали меня терзать смутные сомнения, что мы не туда идем..  Слушатели приходят на занятия, слушают, общаются, что-то там рисуют…натюрморты,  колористику изучают,  потом проекты защищают. Но время идет, технологии проектирования развиваются, подходы к обучению тоже. А мы стоим на месте. Потом я стал самовольничать  с согласия руководства  и  отказался от лекций. Раздав  много методической литературы в электронном виде, и рассказал ,где ее можно искать. А также  сказал слушателям, что читать вы умеете, конспекты писать не будем, только заметки, если  кто хочет. И начали с самого начала обсуждать проект и работать над ним, тем более, что инструмент – компьютерные программы они уже изучали. И вот тут начали возникать вопросы и проблемы.. мало кто читал дома, т.к  приходили на курсы слушать и общаться.  Получалось, что в аудитории времени  тратили больше на прием информации, а не на практическую работу.  Проблемы  в группах начались на   этапе разработки проекта вертикальной планировки.. хорошо, когда в группе были слушатели с архитектурным  и строительным образованием. Но когда доходили до плана озеленения, то они буксовали по сравнению с агрономами и биологами. Так, неоднородность группы  по специальностям  дала о себе знать. Архитеткоры буксую в биологии, биологи буксуют в архитектуре, в представители других специальностье — буксуют во всем..

Катастрофически не   хватало  времени индивидуально  уделить внимание каждому,

Особенно когда,  слушатели в группе имели разный темп  работы и усвоения материала. Начинался  хаос. Чем больше мы начинали заниматься проектом на занятиях, тем медленнее шла работа.  Потому, что  я сразу  ориентировал слушателей на рабочий проект, а не эскизный, который  на практике  оказался нужнее.  Очень часто общаясь с заказчиками, обговаривая условия работы, они показывают  красиво оформленные  эскизные проекты, с картинками, даже  иногда  с хорошей визуализацией. И говорят, что бы им посчитали смету по нему и внедрили его в жизнь, а как это можно сделать ,если проект  эскизный? …Конечно , можно что-то посчитать, например площади мощения и  количесвто растений… и то с определенной точностью…

В процессе обучения возникли уже вопросы:

  • как ускорить процесс разработки проекта?
  • как сделать так ,  чтобы удобно было  создавать сразу 3dмодель всего проекта ,получить  рабочие чертежи и  сделать 3 dвизуализацию?

 

В это время  я уже изучал  такую технологию ..Revit + 3dsMAX   Она , правда требовала более мощных компьютеров.  Руководству были сделаны предложения с моей стороны , но по определенным  причинам все осталось , как было. А  я не преследовал финансовую  цель в преподавании, а только  лишь  удовлетворял требования своей  педагогической души, да  общаться с молодыми людьми всегда – здорово. Когда кого-то , обучаешь, всегда собственные мысли и знания стройнее становятся, сам  тоже  обучаешься.  Поэтому  и начал преподавать  уже компании молодых архитекторов — педагогов, которые работают по-новому…..можете сюда заходить archtutors.org

Курсы обучения ландшафтному  дизайну проводится дистанционно.

Слушатель работает  по индивидуальному графику,  в  привычной   атмосфере,   в результате  — дешевле, при кажущейся высокой цене курса. Но если посчитать, не только стоимость     курса обучения, но и время,  потраченное на  дорогу к месту проведения,  «слушание»  преподавателя, а слушатели —  преимущественно девушки, так, что есть о чем поговорить, в результатае количество полезное времени уменьшается.

Пр дистанционном обучении слушатель  самостоятельно  изучает литературу, смотрит видео уроки. Задает вопросы. Рисует, чертит или  изучает инструмент – компьютерные программы Revit + 3dsMAX, которые  позволяют создавать проект в объеме, оформлять рабочую документацию и делать визуализацию. И самое главное , эти программы позволяют  легко  интегрироваться в совместную работу  с архитекторами, инженерами по поливу и освещению.

Как известно, мир движется по спирали,  вот и моя спираль в обучении ландшафтному дизайну перешла на новый виток  развития..

как я  начал обучать ландшафтному дизайну я уже написал, а почему?

… да потому, что хочу, поделиться  свои м боле чем 20-летним опытом работы в ландшафтнойи индустрии —  ландшафтным дизайнером и предпринимателем, а также хочу,  чтобы люди создавали красивые  сады, получали удовольстие от нахождения в  них и делали меньше ошибок при их создании…

Ландшафтный дизайн изменит этот мир к лучшему!

Станьте ландшафтным дизайнером и и меняйте его к лучшему!

В заключении , хотел сказать, что мог написать еще больше и подробнее, но не  могу  долго задерживать ваше драгоценное время.

Р.S

Приглашаю Вас на курсы обучения , с которыми  можно ознакомиться здесь.

Ландшафтный дизайн изменит этот мир к лучшему!

Станьте ландшафтным дизайнером и и меняйте его к лучшему!

Р.S

Приглашаю Вас на курсы обучения , с которыми  можно ознакомиться здесь!